Мастер класс по распространению опыта

Мастер-класс – одна из эффективных форм распространения передового педагогического опыта

мастер класс по распространению опыта

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.

Мастер – класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой, фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны учителя, ведущего мастер-класс.

Мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. Создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

6. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

7. Представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

8. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9. Форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению.

Мастер-класс как форма обучения является средством создания следующих типов условий:

ü  Формирование мотивации и познавательной потребности

ü  Стимулирование познавательного интереса

ü  Планирование, самоорганизация и самоконтроль педагогической деятельность

ü  Индивидуальный подход к каждому участнику

Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки:

- цель научной идеи,

- последовательные действия учителя и ученика,

- критерии оценки и качественно новый результат.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат –  умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Тематика мастер-классов включает в себя:

- обзор актуальных проблем и технологий,

- различные аспекты и приемы использования технологий,

- авторские методы применения технологий на практике и др.

Задачи мастер-класса:

·  передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов распространению и форм педагогической деятельности;

·  совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

·  рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

·  оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Алгоритм технологии мастер-класса

1.  Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

ü  кратко характеризуются основные идеи технологии;

ü  описываются достижения в работе;

ü  доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;

ü  определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

2.  Представление занятия:

ü  Рассказ педагога о проекте занятия

ü  Определение основных приемов и методов работы

ü  Краткая характеристика результативности используемой технологии

ü  Вопросы педагогу по изложенному проекту

3.  Проведение имитационной игры:

ü  учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

ü  слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

4.  Моделирование:

ü  учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;

ü  мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

ü  мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия

5.  Рефлексия:

ü  проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

В ходе мастер-класса участники:

·  изучают разработки по теме мастер-класса;

·  участвуют в обсуждении полученных результатов;

·  задают вопросы, получают консультации;

·  предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

·  высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Варианты:

1) Показ программы деятельности,  элективного курса, факультатива и т. п. 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог 3) Показ отдельных методов работы 4) Показ инновационных моментов деятельности

Формы:

Лекция Практическое занятие Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

1.  Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

2.  Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

3.  Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

4.  Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

5.  Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)

6.  Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

7.  Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

8.  Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая хоризма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

9.  Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.


Источник: http://pandia.ru/text/78/621/50238.php



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Мастер -класс одна из эффективных форм распространения передового Вяжем из пряжи дантелла

Мастер класс по распространению опыта Мастер класс по распространению опыта Мастер класс по распространению опыта Мастер класс по распространению опыта Мастер класс по распространению опыта Мастер класс по распространению опыта Мастер класс по распространению опыта

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ