Закрыть ... [X]

Имущественный интерес связанный с владением


Введение

 

Переход к рыночным отношениям способствует появлению множества хозяйствующих субъектов, заинтересованных в обеспечении защиты своей предпринимательской деятельности, своего имущества и своих доходов от различных стихийных бедствий, от ошибок в коммерческой деятельности или от бездеятельности своих партнеров и своей собственной.

В этих условиях государство вполне естественно и закономерно утрачивает свои традиционные функции гаранта возмещения ущерба. Эту роль принимает на себя развернутая и устойчивая система страхования. Другой, более эффективный механизм защиты сегодня предложить трудно.

Наличие страховой защиты уже на переходном этапе позволяет существенно сгладить отрицательные явления, ему присущие. Отрицательные последствия любого из явлений в рыночно ориентированных государствах компенсируются страховыми организациями. При этом существенно экономятся государственные средства, уменьшается нагрузка на бюджет, снижается степень социальной напряженности, резко возрастает ответственность каждого гражданина и хозяйствующего субъекта за последствия предпринимаемых ими действий.

Главным предназначением страхования является защита интересов граждан и организаций при наступлении различных неблагоприятных событий за счет средств страховых резервов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов.

Страхование имущества – один из тех видов страхования, которые никогда не теряют своей актуальности и которые всегда пользуются спросом на страховом рынке. Лицензию на этот вид услуг имеет большинство страховых компаний в Республике Беларусь. Его экономическое назначение – возмещение ущерба, возникшего вследствие страхового случая, и защита имущественных интересов, связанных с владением, пользованием или распоряжением имуществом. Однако уровень страховой защиты имущества граждан и организаций Республики Беларусь пока еще остается крайне низким.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение имущественного страхования.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:

·дать характеристику имущественному страхованию и рассмотреть особенности его проведения;

·провести анализ рынка имущественного страхования в Республике Беларусь;

·определить проблемы развития имущественного страхования; предложить пути совершенствования имущественного страхования в Республике Беларусь;

·по результатам исследования сделать выводы.

Объектом исследования является рынок имущественного страхования в Республике Беларусь.

Предметом исследования выступают отношения в процессе исследования имущественного страхования.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды белорусских и российских экономистов, нормативные документы Республики Беларусь в области страхования, Правила страхования БРУСП «Белгосстрах». Также для анализа был использован статистический материал, отражающий проблемы и закономерности проведения имущественного страхования в Республике Беларусь.

Научная новизна работы обусловлена комплексным исследованием проблем состояния и развития рынка имущественного страхования в Республике Беларусь.

 

1. Характеристика и особенности проведения имущественного страхования

 

Согласно Гражданскому Кодексу Республики Беларусь по имущественный интерес связанный с владением договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется при наступлении предусмотренного законодательством или договором события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или третьему лицу (выгодоприобретателю), в пользу которого заключен договор, причиненный вследствие этого события ущерб застрахованным по договору имущественным интересам (произвести страховую выплату в виде страхового возмещения) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы, лимита ответственности), а другая сторона (страхователь) обязуется уплатить обусловленную договором сумму (страховой взнос, страховую премию).

Объектами страхования по имущественному договору страхования могут быть не противоречащие законодательству имущественные интересы, связанные с утратой (гибелью) или повреждением имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя или иного названного в договоре выгодоприобретателя, либо с нанесением ущерба их имущественным правам, в том числе с возникновением убытков от предпринимательской деятельности в связи с невыполнением (выполнением ненадлежащим образом) своих обязательств контрагентами субъекта хозяйствования или с изменением условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам (имущественное страхование) [2].

Имущественное страхование включает в себя:

·страхование строений и домашнего имущества граждан;

·страхование основных и оборотных фондов предприятия;

·страхование ценностей касс;

·и другие (страхование транспортных средств, страхование животных и пр.).

Все перечисленные виды страхования в Республике Беларусь проводятся в добровольной форме на основании Правил страхования, которые разрабатываются страховщиками самостоятельно и согласовываются в Министерстве Финансов при получении лицензии.

 

1.1 Страхование имущества граждан

 

Страхователями могут быть дееспособные физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, заключившие со страховщиком договор добровольного страхования имущества граждан и уплатившие (уплачивающие) по нему страховые взносы.

Выгодоприобретателем является лицо, имеющее основанный на законодательстве или договоре интерес в сохранении принятого на страхование имущества, в пользу которого заключен договор страхования.

Объектом страхования являются не противоречащие законодательству имущественные интересы, связанные с утратой (гибелью) или повреждением имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя или иного названного в договоре выгодоприобретателя.

На страхование принимается имущество, с распределением его на следующие виды:

1. строения – жилые дома и примыкающие к ним строения, квартиры в блокированных жилых домах, садовые домики, дачи, хозяйственные (подсобные) постройки, расположенные в границах определенного земельного участка; отдельно стоящие нежилые строения (здания), гаражи и иные хозяйственные (подсобные) постройки (далее – строения);

2. наружные инженерные системы (сети) и инженерное оборудование, зарегистрированные в установленном законодательством порядке;

3. жилые помещения (квартиры) в многоквартирных жилых домах, в том числе подсобные помещения в квартире и относящиеся к квартире наружные площадки (балконы, лоджии, террасы и т.п.): конструктивные элементы и элементы отделки, установленное оборудование внутри жилых и подсобных помещений (квартиры), а также относящихся к квартире наружных площадок (далее – квартиры); жилые помещения (комнаты) в общежитиях, выделенные для пользования одной семьи;

4. нежилые помещения в многоквартирных жилых домах, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и принадлежащие гражданам на праве собственности;

5. домашнее имущество – предметы (вещи) домашней обстановки, обихода, хозяйства, быта и потребления, включая материалы для внутренних отделочных работ (текущего ремонта квартиры или жилого дома и находящиеся в них), используемые в личном хозяйстве собственником и (или) членами его семьи, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство, для удовлетворения бытовых и культурных потребностей данной семьи, находящиеся:

в жилых и подсобных помещениях квартиры (в пределах одной квартиры) либо индивидуальном жилом доме, садовом домике, даче;

вспомогательных помещениях (помещениях вне квартиры) индивидуального пользования (подвалах и т.п.) многоквартирного жилого дома либо хозяйственных постройках, находящихся в границах определенного земельного участка, либо на самом земельном участке в определенных границах, предназначенных для пользования одной семьи, при условии, что имущество по принадлежности, хозяйственному назначению, использованию и условиям хранения может там находиться;

в отдельно стоящих строениях (частях строений), нежилых помещениях, принадлежащих страхователю (выгодоприобретателю) на праве собственности либо предоставленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь в пользование страхователю (выгодоприобретателю), для пользования одной семьи, если имущество по принадлежности, хозяйственному назначению, использованию и условиям хранения может там находиться;

в жилых помещениях (комнатах) общежитий, выделенных для пользования одной семьи;

5.1. отдельно по описи на страхование принимается следующее имущество:

5.1.1. строительные материалы (включая незаконченные строительством строения, отделочные материалы при новом строительстве либо капитальном ремонте) и неустановленное оборудование; объекты благоустройства, находящиеся на отведенном земельном участке;

5.1.2. предметы имущества, имеющие культурные ценности, в том числе коллекции, картины, уникальные и антикварные предметы (по оценке соответствующих организаций);

5.1.3. предметы домашнего имущества стоимостью каждого предмета (вещи) более 400 долларов США по установленному Национальным банком Республики Беларусь официальному курсу белорусского рубля к доллару США на день заключения договора страхования, если они находятся в строениях, расположенных на садовых и дачных участках, дачах, удаленных от населенных пунктов (более чем 500 м) либо в населенных пунктах, если строения используются временно (периодически);

5.1.4. мотоблоки и другие устройства (механизмы) сельскохозяйственного назначения, приводимые в движение двигателем, детали и запасные части к ним; запасные части, детали к механическим транспортным средствам, включая подвесные лодочные моторы; горюче-смазочные материалы, эксплуатационные жидкости и другие расходные материалы, необходимые для ремонта, эксплуатации и поддержания в рабочем состоянии транспортных средств;

6. памятники, надгробия (цветники), изготовленные из гранита и других прочных пород природного камня или их отходов, а также ограды, изделия и конструкции, изготовленные из металла и другого прочного материала, находящиеся на отведенном земельном участке, с распределением по договору на отдельные объекты:

6.1. памятники, надгробия (цветники);

6.2. ограды, другие изделия и конструкции.

Не принимаются на страхование:

1. документы, ценные бумаги, денежные знаки, рукописи;

2. комнатные растения, цветочно-декоративные культуры, посевы, посадки, ягодные и иные насаждения (включая саженцы и семена);

3. изделия из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных (цветных) камней; золото, платина и серебро в самородках; монеты, ордена, медали, камни в виде минерального сырья, технические алмазы; зубные протезы;

4. другие виды имущества, страхование которого проводится на условиях других правил (правил страхования животных, транспортных средств, водных и воздушных судов);

5. предметы (вещи, оборудование и др.), которые используются для выполнения работ и услуг, связанных с предпринимательской или иной деятельностью, изделия производственно-технического назначения, а также предметы, предназначенные на продажу, т.е. не использующиеся для удовлетворения бытовых и культурных потребностей данной семьи;

6. аварийные и (или) подлежащие сносу строения, квартиры, нежилые помещения.

Страховым случаем является утрата (гибель) или повреждение застрахованного имущества в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, неправомерных действий третьих лиц, которая влечет обязанность страховщика произвести выплату страхового возмещения страхователю (выгодоприобретателю).

К страховым случаям также относятся случаи, когда в целях прекращения распространения пожара либо в связи с внезапной угрозой стихийного бедствия было необходимо разобрать строения и (или) перенести их на другое место [10].

 

1.2 Страхование имущества предприятий и организаций

 

Страхование основных и оборотных фондов

Страхователями могут быть юридические лица независимо от организационно-правовой формы заключившие со страховщиком договор страхования и уплатившие (уплачивающие) по нему страховые взносы.

Договор страхования заключается в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законодательстве или договоре интерес в сохранении принятого на страхование имущества.

Объектом страхования являются не противоречащие законодательству РБ имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с гибелью, повреждением, утратой застрахованного имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя (выгодоприобретателя), а также расходами страхователя (выгодоприобретателя) по расчистке места страхования после наступления страхового случая.

По договору страхования может быть застраховано следующее имущество:

·основные средства (здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и прочие основные средства);

·оборотные фонды: производственные и товарные запасы, незавершенное производство, а также готовая продукция;

·отделка помещений может быть застрахована в составе здания (сооружения) либо как отдельная категория имущества.

Отдельно от остального имущества на страхование принимаются:

·магистральные трубопроводы (оборудование и составные части трубопроводов);

·банкоматы, платежно-справочные терминалы;

·наличные деньги, не относимые к ценностям касс;

·выставочные экземпляры;

·стекло: стеклянные элементы конструкций зданий, сооружений, иных основных средств, состоящие из стекла не менее, чем на 50 процентов (при наличии отдельного учета);

·предметы религиозного культа (кроме произведений искусства, уникальных и антикварных предметов, изделий из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных (цветных) камней);

·произведения искусства, уникальные и антикварные предметы, изделия из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных (цветных) камней, музейные экспонаты.

Дополнительно на страхование могут быть приняты следующие расходы страхователя (выгодоприобретателя) расходы по расчистке места страхования после наступления страхового случая (разборка руин, вывоз мусора, утилизация остатков).

Страховым случаем является событие, предусмотренное указанными в договоре страхования вариантами страхования, повлекшее при его наступлении утрату, гибель или повреждение застрахованного имущества и возникновение обязанности Страховщика произвести страховую выплату страхователю (выгодоприобретателю):

·пожар, независимо от причины возникновения (включая поджог); прямое попадание молнии в застрахованное имущество; воздействие звуковой волны; взрыв; падение пилотируемого летательного аппарата, его частей или груза.

·стихийные и (или) опасные гидрометеорологические явления; воздействие подпочвенных вод; просадка грунта; падение деревьев; обрушение соседних зданий, сооружений, а также их частей;

·хищение (попытка хищения) имущества;

·неправомерные действия третьих лиц, исключая хищение (попытку хищения) имущества;

·авария отопительной системы, водопроводных и канализационных сетей, проникновение воды из соседнего помещения, несанкционированное срабатывание (поломка) систем пожаротушения.

·воздействие электрического тока на электрические устройства;

·поломки машин и механизмов и др. [9].

Страхование ценностей касс

Страхователями могут быть юридические лица независимо от организационно-правовой формы, заключившие со страховщиком договор страхования и уплатившие (уплачивающие) по нему страховые взносы.

Договор страхования заключается в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законодательстве или договоре интерес в сохранении принятого на страхование имущества.

Объектом страхования являются не противоречащие законодательству РБ имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с утратой застрахованного имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя (выгодоприобретателя).

По договору страхования может быть застраховано:

·наличная иностранная валюта в виде банкнот и монет;

·наличная национальная валюта;

·драгоценные металлы в виде слитков и монет (за исключением монет, являющихся законным платежным средством);

·драгоценные камни в естественном и обработанном виде.

Страховым случаем является событие, повлекшее при его наступлении утрату или повреждение застрахованного имущества:

·пожар, независимо от причины возникновения (включая поджог); прямое попадание молнии в застрахованное имущество; воздействие звуковой волны; взрыв; падение пилотируемого летательного аппарата, его частей или груза;

·стихийные и (или) опасные гидрометеорологические явления; воздействие подпочвенных вод; просадка грунта; падение деревьев; обрушение соседних зданий, сооружений, а также их частей;

·неправомерные действия третьих лиц, включая хищение (попытку хищения) имущества;

·авария отопительной системы, водопроводных и канализационных сетей, проникновение воды из соседнего помещения, несанкционированное срабатывание (поломка) систем пожаротушения.

Не подлежит возмещению ущерб:

·не подтвержденный компетентными органами;

·возникший при отсутствии у страхователя лицензии Национального банка Республики Беларусь на осуществление операций по принимаемым на страхование видам ценностей;

·причиненный вследствие естественного (физического) износа;

·постепенной порчи ценностей под воздействием температуры и влажности либо иных параметров окружающей среды;

·нарушения страхователем (его работниками) действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих осуществление кассовых операций с застрахованными ценностями [8].

Итак, страхование имущества – одна из важнейших отраслей страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных его видах. Объектами страхования по имущественному договору страхования могут быть не противоречащие законодательству имущественные интересы, связанные с утратой (гибелью) или повреждением имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя или иного названного в договоре выгодоприобретателя, либо с нанесением ущерба их имущественным правам, в том числе с возникновением убытков от предпринимательской деятельности в связи с невыполнением (выполнением ненадлежащим образом) своих обязательств контрагентами субъекта хозяйствования или с изменением условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам.

 

2. Действующая практика имущественного страхования в Республике Беларусь

 

Страховой рынок, являясь частью финансово-кредитной системы, затрагивает практически все аспекты деятельности общества и относится к важнейшим национальным приоритетам, поскольку призван способствовать обеспечению стабильного развития экономики и социальной сферы.

Страхование является защитным экономическим механизмом, направленным на поддержание производства и качества жизни людей. Современный этап развития страхового рынка Республики Беларусь начался в 2001 году и характеризуется устойчивостью функционирования в результате стабилизации ситуации в экономике страны, а также качественных структурных изменений, обусловленных введением новых видов обязательного страхования.

На 1 января 2012 г. на страховом рынке Республики Беларусь осуществляли деятельность 25 страховых организаций, в том числе 4 – осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни.

За 2011 год действующими страховыми организациями республики получено страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию на сумму 2 365,6 млрд. рублей. Прирост поступлений за 2011 год по сравнению с 2010 годом в действующих ценах составил 1 023,6 млрд. рублей, или 76,3%.

По добровольным видам страхования получено страховых взносов на сумму 1142,9 млрд. рублей. Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме полученных страховых взносов составил 48,3% (за 2010 год – 49,9%). В структуре поступления страховых взносов по добровольным видам страхования на долю каждого вида страхования приходится: личное страхование – 24,0% от суммы взносов по добровольным видам страхования, имущественное страхование – 67,6%, страхование ответственности – 8,4%.

По обязательным видам страхования получено страховых взносов 1 222,7 млрд. рублей. Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме поступлений составляет 51,7% (за 2010 год – 50,1%), из них личное страхование – 36,6% от суммы собранных страховых взносов по обязательным видам страхования, имущественное – 5,4%, страхование ответственности – 58,0%.

Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике за 2011 год составили 1 338,7 млрд. рублей. В структуре страховых выплат на долю добровольных видов страхования приходится 44,5%, обязательных видов страхования – 55,5%.

Уровень страховых выплат в сумме собранных страховых взносов за 2011 год составил 56,6% (за 2010 год – 59,9%).

Общая сумма страховых резервов, сформированных страховыми организациями республики, по состоянию на 01.01.2012 составила 1 735,0 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с 01.01.2011 на 704,7 млрд. рублей или на 68,4%. Страховые резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни, составляют 1 368,9 млрд. рублей, по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, – 366,1 млрд. рублей (на 01.01.2011 – 764,2 млрд. рублей и 266,1 млрд. рублей соответственно).

Сумма полученного дохода от размещения средств страховых резервов за 2011 год составила 204,2 млрд. рублей.

По состоянию на 01.01.2012 собственный капитал страховых организаций республики составил 2 701,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2010 годом в действующих ценах на 722,4 млрд. рублей, или на 36,5%. Уставный фонд составляет 1790,2 млрд. рублей, или 66,3% от величины собственного капитала.

Среднесписочная численность работников страховых организаций республики за анализируемый период составила 16 557 человек, в том числе штатных – 8 914 (за 2010 год – 16 091 и 8 738 человек соответственно) [6].

Оценка современных тенденций развития страхового рынка Республики Беларусь свидетельствует о росте его роли в системе социально-экономических и финансовых отношений и необходимости дальнейшего повышения уровня обеспечения страховой защитой граждан и предприятий, реализации механизма, гарантирующего стабильный экономический рост вне зависимости от неблагоприятной экономической конъюнктуры, природных и техногенных катастроф.

Проведем анализ рынка имущественного страхования в Республике Беларусь.

Динамика страховых взносов и страховых выплат по имущественному страхованию представлена в Приложении.

В 2010 году объем поступлений страховых взносов по страхованию имущества юридических лиц увеличился по сравнению с 2009 годом на 28 354 126,5 тыс. руб., что в процентном отношении составляет 123,7% к уровню 2009 года.

В 2011 году объем поступлений страховых взносов увеличился по сравнению с 2010 годом на 108 601 863,9, что в процентном отношении составляет 173,5% к уровню 2010 года.

Динамика страховых взносов по страхованию имущества юридических лиц представлена на рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 – Динамика страховых поступлений по страхованию имущества юридических лиц за 2009–2011 гг.

 

В целом наблюдается увеличение объемов поступлений страховых взносов по страхованию имущественных интересов юридических лиц. Это объясняется тем, что уровень страхового правосознания у многих собственников бизнеса существенно вырос. Объясняется это очень просто. Если на растущем рынке собственник при наступлении убытка мог взять деньги из оборота и решить свои текущие финансовые проблемы, мог также прокредитоваться под вполне умеренные проценты, то в настоящий момент, и первый, и второй путь являются крайне затруднительными. Так как сейчас юридические лица особо озабочены эффективностью любых процессов, многие, из хорошо считающих деньги, более пристально посмотрели именно на механизм страхования – относительно недорогой и достаточно понятный способ решения сложных и внезапных проблем.

Из приведенных данных видно, что в целом портфель страхования имущества юридических лиц остается стабильным, что обусловлено наличием большого сегмента страхования залогового имущества (его клиенты вынуждены страховать по требованиям кредитных договоров с банками), а также определенной долей международных имущественных страховых программ, которые продолжают действовать. Объясняя сравнительную устойчивость этого портфеля, следует отметить, что многие крупные компании заключили многолетние кредитные договоры и потому продолжают и сейчас активно кредитоваться и, как следствие, страховать имущество, передаваемое в залог.

Стоит также отметить, что в периоды нестабильности большое значение имеет величина компаний. Грубо обобщая, можно сказать, что мелкие фирмы урезают расходы на имущественное страхование решительнее, чем крупные. Многие клиенты страховых компаний отказались в период кризиса от услуг по страхованию вообще, однако крупный бизнес, связанный с привлечением иностранных инвестиций, в силу своей специфики данной тенденции не подвержен. Небольшие компании, которые в докризисные времена страховали офисное оборудование, мебель, инфраструктуру занимаемых площадей, в настоящее время часто воздерживаются от подобного шага, экономя средства.

Впрочем, все это не означает, что малый бизнес вообще не пользуется страховыми услугами. Среди клиентов из сегмента малого бизнеса довольно много тех, кто либо уже сам ощутил последствия техногенных, природных факторов или противоправных действий со стороны третьих лиц, либо с подобными проблемами столкнулось его окружение.

В 2010 году объем страховых выплат по страхованию имущества юридических лиц увеличился по сравнению с 2009 годом на 20 566 781,2 тыс. руб., что в процентном отношении составило 130,6% к уровню 2009 года.

В 2011 году объем страховых выплат увеличился по сравнению с 2010 годом на 76 833 262,2 тыс. руб., что в процентном отношении составляет 187,6% к уровню 2010 года.

Уровень выплат по страхованию имущества юридических лиц представлен на рисунке 2.2.

Анализируя уровень страховых выплат по страхованию имущества юридических лиц, следует отметить, что кризис последних лет практически не повлиял на убыточность страхования. Убыточность по страхованию имущества юридических лиц осталась практически такой же, как и ранее. Корпоративные клиенты по сравнению со страхователями – физическими лицами редко занимаются мошенничеством. В рамках страхования имущества юридических лиц взаимосвязь между частотой наступления страховых случаев и кризисом не наблюдается.

В 2010 году объем поступлений страховых взносов по страхованию имущества граждан увеличился по сравнению с 2009 годом на 36 354 895 тыс. руб., что в процентном отношении составляет 118% к уровню 2009 года.

 

 

Рисунок 2.2 – Уровень выплат по страхованию имущества юридических лиц за 2009–2011 гг.

 

В 2011 году объем поступлений страховых взносов увеличился по сравнению с 2010 годом на 166 178 940,8, что в процентном отношении составляет 169,9% к уровню 2010 года.

Динамика страховых взносов по страхованию имущества граждан представлена на рисунке 2.3.

 

 

Рисунок 2.3 – Динамика поступлений по страхованию имущества граждан за 2009–2011 гг.

 

В целом наблюдается увеличение объемов поступлений страховых взносов по добровольному страхованию имущества граждан. Достигнутые результаты являются следствием увеличения объемов потребительского кредитования. Кроме того, увеличение объемов поступлений связано с увеличением уровня достатка у населения, с экономическим ростом в стране, а также с развитием самого страхового рынка.

В 2010 году объем страховых выплат по страхованию имущества граждан увеличился по сравнению с 2009 годом на 36 397 083,5 тыс. руб., что в процентном отношении составило 122,2% к уровню 2009 года.

В 2011 году объем страховых выплат увеличился по сравнению с 2010 годом на 97 125 780 тыс. руб., что в процентном отношении составляет 148,5% к уровню 2010 года.

Динамика страховых выплат по страхованию имущества граждан представлена на рисунке 2.4.

 

 

Рисунок 2.4 – Динамика страховых выплат по страхованию имущества граждан за 2009–2011 гг.

 

Увеличение объемов страховых выплат по договорам имущества граждан произошло за счет увеличения количества страховых выплат. Как показывает практика, основные выплаты за поврежденное имущество приходятся на заливы, так как это наиболее частая причина возникновения страхового случая, ведь во многих домах изношены коммуникации. Их замена дорого стоит, немногие жильцы готовы ремонтировать или заменять их за свой счет, а ответственность за эксплуатацию и временный ремонт возложена на ЖЭСы, у которых нет средств на своевременное проведение работ. В результате, коммуникации не выдерживают, и происходят аварии.

Также статистику по заливам дополняют и затопления со стороны соседей из-за неисправности бытовых приборов: стиральных и посудомоечных машин. Ситуация, когда не срабатывает клапан подачи воды, и затапливает сразу несколько квартир, происходят с завидной регулярностью, в отличие от возгораний. Пожары по вине соседей случаются сравнительно редко, и обычно имущество страхователя страдает не очень сильно.

Значительную долю от произведенных выплат составляют также некачественные ремонтные работы, когда сосед страхователя, пользовался услугами непрофессионалов.

Итак, анализ рынка имущественного страхования в Республике Беларусь показал, что в целом наблюдается положительная динамика развития видов страхования имущества. Однако, несмотря на положительную динамику развития имущественного страхования, реальный рост страховых взносов осуществлялся недостаточно высокими темпами с точки зрения своего потенциала. Лишь в незначительной степени этот рост был обусловлен объективными факторами – осознанием значимости заключения договора страхования, как надежной и недорогой защиты от финансовых потерь при наступлении неблагоприятных событий в жизни, повышения страховой культуры и развития самого страхового рынка.

 

3. Основные направления совершенствования имущественного страхования в Республике Беларусь

 

3.1 Проблемы развития имущественного страхования в Республике Беларусь

 

Несмотря на определенные положительные результаты развития страхования в Республике Беларусь в последние годы, уровень важнейших макроэкономических индикаторов, характеризующих потенциал национального страхового рынка, остается низким.

Отношение страховых взносов к ВВП в 2010 году составило 0,82 процента, что на 0,08 процентного пункта выше уровня 2005 года (0,74 процента).

В большинстве стран Европейского союза при среднедушевом уровне ВВП около 25–40 тыс. долларов США доля страховых взносов в ВВП составляет от 5 до 16 процентов, тогда как в странах Центральной и Восточной Европы – менее 4 процентов при ВВП на душу населения от 10 до 20 тыс. долларов США.

Аналогичным образом складывается показатель суммы страховых взносов на душу населения. Так, плотность страхования в странах Центральной и Восточной Европы варьируется от 75–140 долларов США (Болгария, Сербия, Румыния, Украина) до 200–495 долларов США (Венгрия, страны Балтии, Польша, Словакия). В Беларуси сумма страховых взносов, приходящаяся на одного человека, в 2010 году составила 142 тыс. рублей, или в эквиваленте 48 долларов США.

На низком уровне остается капитализация страховых организаций республики – отношение активов страхового рынка к ВВП в 2010 году составило 1,7 процента. Для сравнения в Польше – около 5 процентов.

Приведенная дифференциация индикаторов в разрезе стран указывает, что развитие рынка страховых услуг тесно связано с общеэкономическими процессами в стране.

Развитие страхового рынка подвержено влиянию обязательного страхования. Введение массовых видов обязательного страхования доказало пользу страхования для каждого гражданина республики и стимулировало спрос на соответствующие услуги по видам добровольного страхования. В 2010 году доля добровольных видов страхования составила 50 процентов от общего объема поступлений страховых взносов по всем видам страхования (в 2005 году – 32 процента).

Приоритетными направлениями развития страхового рынка являются обеспечение оптимального сочетания обязательной и добровольной форм страхования, введение новых видов обязательного страхования и совершенствование действующих, а также обеспечение финансовых гарантий в сферах общественной жизни, связанных с использованием источников повышенной опасности и возникновением крупных рисков, затрагивающих интересы всего общества в целом.

Развитие добровольного страхования находится в зависимости от уровня платежеспособного спроса на страховые услуги, а его динамика будет определяться эффективностью реализации мер стимулирующего характера, принятых на уровне государства.

Несмотря на развитие в 2006–2009 годах видов добровольного страхования, составляющих основу страхового портфеля белорусских страховщиков, объем спроса на страховые услуги по отношению к величине рисков, традиционно подлежащих страхованию, остается невысоким.

На начало 2010 года под страховой защитой находилось 9 процентов остаточной стоимости основных производственных фондов предприятий республики, 27 процентов легковых автомобилей юридических лиц, 58 процентов строений граждан, 14 процентов домашнего имущества, 37 процентов животных, принадлежащих гражданам, 6 процентов легковых автомобилей граждан.

Договоры страхования от несчастных случаев и договоры страхования жизни имеют соответственно менее 6 процентов и 1,5 процента граждан республики в возрасте до 70 лет. Договоры дополнительной пенсии, заключенные нанимателями в пользу своих работников, позволили гарантировать получение дополнительной пенсии лишь 3 процентам занятых в экономике граждан [8].

В настоящее время существует ряд внутренних факторов, затрудняющих динамичное развитие рынка страхования в целом и рынка имущественного страхования в частности.

1. Настороженное отношение населения к страхованию главным образом связано с невыполнением договоров страхования, заключенных до 1992 г. Госстрахом, и отсутствием компенсаций по данным договорам.

2. Отсутствие страховой культуры. Ни населением, ни предприятиями страхование не рассматривается как механизм передачи собственного риска третьему лицу. Без сомнений, отсутствие традиций страхования и адекватных побудительных причин главным образом объясняет медленный рост спроса на страховые услуги со стороны предприятий на всем постсоветском пространстве. Именно поэтому вопросы государственного регулирования являются ключевыми для восстановления требуемого уровня спроса на страховые услуги.

3. Налогообложение. Страховые взносы являются издержками производственной деятельности и поэтому вычитаются из суммы, подлежащей налогообложению, практически во всех государствах. В Беларуси в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) при определении прибыли включаются страховые взносы по видам обязательного страхования; по добровольному имущественному страхованию и добровольному страхованию ответственности по перечню видов такого страхования, определяемому Президентом Республики Беларусь; по заключенным организациями-страхователями в пользу работающих у них по трудовым договорам физических лиц договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, договорам добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договоры заключены на срок не менее одного года и медицинская помощь застрахованным оказывается государственными организациями здравоохранения) в пользу работающих у них по трудовым договорам физических лиц – в размерах, установленных законодательством, по договорам добровольного страхования от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу (только в служебные командировки).

4. Государственное регулирование рынка страхования. Во многих странах развитие рынка страховых услуг во многом предопределяется существующим законодательством и надзором. Прогрессивное законодательство способно своевременно урегулировать негативное воздействие внутренних и внешних сил и обеспечить необходимую поддержку участникам рынка. Однако в Беларуси существующее законодательство не направлено ни на стимулирование спроса на страхование прямо или косвенно, ни на актуализацию самой идеи страхования. Более того, дискриминация негосударственных страховых компаний является основным препятствием для развития рынка страхования.

5. Нестабильное финансовое состояние организаций, а также относительно невысокий уровень доходов населения. Инфляция 2011 года обесценила денежные средств населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления в национальной валюте.

6. Слабое развитие IT-технологий в страховании. Во всем мире основные продажи по добровольному страхованию выезжающих за рубеж приходятся на интернет. В Республике Беларусь страховщики все еще ожидают, когда появятся условия продажи электронных страховых полисов. Переход на интернет-продажи договоров страхования выезжающих за границу зарубежные партнеры белорусских страховщиков осуществили еще в 2007 году. У них сразу же сократились расходы на ведение дела, значительно уменьшились сроки обработки информации, а постепенно – и размеры страховых премий.

 

3.2 Пути совершенствования имущественного страхования в Республике Беларусь

 

Несмотря на развитие в 2009–2011 годах видов добровольного страхования, объем спроса на страховые услуги по отношению к величине рисков, традиционно подлежащих страхованию, остается невысоким.

Развитие страховой деятельности в Республике Беларусь должно быть направлено на повышение роли страхования в экономической жизни общества путем достижения уровня реализации функций страхования, соответствующего уровню социально-экономического развития страны.

Необходимые для этого качественные и количественные изменения состояния страхового рынка республики рекомендуем осуществить путем достижения следующих стратегических целей:

·развитие страхового рынка и укрепление устойчивости его функционирования;

·повышение доверия к страховым организациям со стороны национальных и иностранных инвесторов;

·максимальное приближение к международным стандартам осуществления надзора за страховыми организациями, определенным Международной ассоциацией органов страхового надзора (IAIS).

Для достижения указанных целей нами предложено решить основные задачи, включающие:

1. Повышение капитализации страховых организаций за счет внутренних и внешних источников.

Одним из важнейших условий обеспечения устойчивого развития и функционирования страхового рынка, роста его емкости является увеличение собственного капитала страховых организаций.

Капитализацию страховых организаций рекомендуем повышать за счет внутренних и внешних источников. Внутренними источниками увеличения капитала страховых организаций является их прибыль и инвестиции в страховую деятельность резидентов Республики Беларусь. Внешние источники увеличения капитала отечественных страховых организаций – инвестиции нерезидентов Республики Беларусь.

Данную проблему можно решить путем:

1). Повышения статуса и привлекательности на международном уровне страховых организаций за счет стимулирования притока средств инвесторов и постепенного снятия ограничений по доступу иностранного капитала на страховой рынок республики, а также либерализации страхового законодательства Республики Беларусь.

Иностранные страховые компании могут открывать свои филиалы в Беларуси и инвестировать средства в уставной капитал уже действующих компаний. Однако данная деятельность не может осуществляться, пока у компании не будет опыта работы в течение 10 лет в сфере страхования и двух лет работы в Беларуси. Участие иностранных страховщиков на рынке Беларуси могло бы постепенно решить проблему недоверия к страховой системе. Приток иностранного капитала будет способствовать развитию рынка страхования, особенно в случае возможности оказания новых видов страховых услуг.

Иностранный капитал несет с собой новые технологии, новые приемы ведения бизнеса, знания и опыт.

2). Создания благоприятных условий функционирования для страховых организаций всех форм собственности, в частности доступ всех страховых организаций к проведению обязательных видов страхования, равные условия инвестирования средств страховых резервов и снятие ограничений по инвестированию в определенные объекты инвестирования.

3). Повышения требований к минимальному размеру уставных фондов страховых организаций.

2. Обеспечение стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования.

Рекомендовано, с одной стороны, проводить политику, направленную на повышение страховой культуры населения и восприятие страховых организаций как надежных защитников при чрезвычайных ситуациях, а с другой стороны – страховым организациям обеспечивать высокие стандарты качества предоставляемых услуг.

Повышение страховой культуры населения нами предложено проводить через развитие региональной сети страхования в целом по Республике Беларусь. Успех в борьбе за потенциального страхователя зависит в первую очередь от оперативности страховщика в организации системного контакта с потребителями.

Наличие филиальной сети позволит страховой компании строить свою региональную политику более профессионально по отношению к потребителю страховой защиты, поскольку филиалы предоставляют достоверную информацию о состоянии страхового поля, о территориальной специфике.

В настоящее время, Филиалы в областных городах имеют не все страховые организации, а в некоторых районах Республики Беларусь БРУСП «Белгосстрах» является практически монополистом, что исключает конкуренцию на страховом рынке, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Кроме того, перед страховыми организациями рекомендуем ставить задачу максимального развития розничных продаж. Так как страховая розница служит наиболее эффективным инструментом для повышения показателей финансовой устойчивости, хотя и требует на первых этапах серьезных капиталовложений.

Необходимо организовать дело так, чтобы сбытовая сеть охватывала максимальную территорию – в пределах шаговой доступности. Шаговая доступность является важнейшим фактором для продвижения страховых услуг. Но в современном мире это не только «географическое» понятие, сколько показатель комфорта для клиента. В ряде случаев вообще никуда шагать не надо. Необходимо развивать возможности оплаты очередных частей взноса при уплате в рассрочку через систему ЕРИП в банкоматах и инфокиосках, а также посредством интернет-банкинга и в кассах банков, а также вызова страхового агента или заказа услуги посредством сети Интернет, по мобильной связи на дом или по месту работы.

Обеспечение страховыми организациями высоких стандартов качества предоставляемых услуг, оптимизации страховых продуктов и создании максимально удобных условий для страхователя видится через:

– Индивидуальный подход к каждому страхователю. Это касается, во-первых, самого предложения: страхователь должен иметь возможность выбирать, какие условия в договоре ему удобны, интересны и выгодны, а какие – нет. То есть хотелось бы, чтобы полисы становились более персонифицированными. Ведь типичный договор страхования – это как автомобиль в базовой комплектации. Вроде и хорошо, что он есть, но каждый хотел бы что-то оставить или от чего-то отказаться.

– Развитие интернет-страхования, возможность продажи страховых услуг через интернет. Причем не просто декларирование такой возможности, а реальные действия со стороны страховщиков для ее реализации, ведь с каждым годом интернет-пользователей становится все больше.

Перевод части организационных моментов страхового бизнеса в Интернете потенциальным и реальным клиентам страховой компании дает возможность:

·составить общее представление о страховом рынке и страховщике, его услугах;

·провести самостоятельный расчет тарифов с помощью страхового калькулятора;

·воспользоваться онлайновыми консультациями по различным вопросам страхования;

·подать заявку на заключение страхового договора в электронной форме;

·заключить договор страхования и внести страховую премию через Интернет;

·получить онлайн-сопровождение страхового договора;

·сообщить о наступлении страхового случая через интернет.

Использование средств Интернета может в значительной степени снизить расходы на аквизицию ввиду возможного (но не обязательного) отсутствия страховых посредников, а также значительного ускорения процесса оценки риска и, соответственно, заключения договора страхования. С точки зрения оптимизации бизнес-процессов страховой организации переход на технологии интернет-страхования может дать значительный выигрыш по времени.

Для обеспечения стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования, рекомендуем:

·совершенствование порядка оказания финансовой помощи юридическим и физическим лицам в случае наступления чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф путем активного использования механизмов страхования;

·внедрение механизма страховой защиты в инвестиционные программы, в том числе осуществляемые с участием иностранного капитала;

·совершенствование системы налогообложения для граждан и субъектов хозяйствования, использующих инструменты страховой защиты;

·информирование субъектов хозяйствования и населения о страховых продуктах, правах потребителей страховых услуг и их защите;

·повышение качества и расширение спектра страховых услуг с условием максимальной защиты прав и интересов потребителей страховых услуг.

3. Формирование среды добросовестной конкуренции.

Состояние конкурентной среды на страховом рынке призвано способствовать повышению качества страховых услуг, снижению их стоимости, активному внедрению новых страховых продуктов. Для развития конкурентной среды на страховом рынке нами предложено осуществление мероприятий, направленных на создание равных возможностей для государственных и частных страховых организаций, а также на расширение присутствия иностранного капитала на отечественном страховом рынке.

Формирование конкурентной среды является комплексной задачей и может быть решено с помощью следующих мер:

·поэтапная либерализация национальной системы страхования и перестрахования;

·повышение уровня открытости информации о деятельности страховых организаций;

·построение системы рейтинговых оценок страховых организаций для стимулирования неценовой конкуренции между ними.

4. Совершенствование законодательства о страховании.

Для развития страхового законодательства нами предложено создание единой системы законодательных актов в сфере страхования, определение четких условий взаимодействия страхователей и страховых организаций, предоставление всем субъектам страховых отношений возможности защищать свои права в равной мере.

Рост роли страхования рекомендуем сопровождать повышением требований к надежности и устойчивости страховых организаций. При этом основное внимание должно уделяться степени их подверженности рискам, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.

5. Переход на риск-ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций на основе принципов, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора.

Главная задача развития страхового надзора, обеспечивающего повышение финансовой стабильности страхового рынка, – расширение системы требований, определяющих допустимые параметры рисков, принимаемых страховыми организациями.

Данная проблема может быть решена путем:

·определения ключевых рисков, присущих страховому рынку, с учетом изучения основных подходов и методов их анализа в соответствии с международными нормами;

·сбора и систематизации данных, необходимых для определения показателей, позволяющих количественно оценить уровень подверженности страховых организаций рискам;

·поэтапного перехода на международные стандарты финансовой отчетности;

·разработки методологической базы по расчету показателей финансовой устойчивости;

·внедрения в практику анализа специальных методов и алгоритмов оценки рисков на страховом рынке (стресс-тестирование);

·оценки уровня достаточности собственных средств на основе рискового подхода и расчета экономического капитала (с использованием принципов платежеспособности, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора).

Кроме того, рекомендуем предусматривать повышение ответственности за несоблюдение страховыми организациями законодательства в части выполнения нормативов безопасного функционирования.

6. Развитие инфраструктуры страхового рынка и информационных технологий.

Рост объемов полученных страховых взносов и повышение капитализации страхового рынка нами предложено сопровождать соответствующим развитием его инфраструктуры, повышением квалификации специалистов страхового дела, а также совершенствованием информационных технологий.

Развитие информационных технологий в страховании должно быть направлено на повышение эффективности деятельности страховых организаций, а также на расширение спектра страховых услуг, предоставляемых клиентам.

В этих целях нами предложено:

·развитие сети подразделений страховых организаций, непосредственно осуществляющих реализацию страховых продуктов;

·совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере страхования, а также проведение тематических конференций, семинаров, направленных на повышение профессионального уровня участников страхового рынка;

·создание и развитие информационно-аналитических систем, предоставляющих возможности проведения маркетинговых исследований страховых организаций и рынка в целом, а также внедрение современных технологий в процесс продажи страховых продуктов.

Реализация данных мероприятий позволит:

·создать эффективный и конкурентный страховой рынок, способствующий достижению целей социально-экономического развития Республики Беларусь;

·повысить спрос на страховые услуги, преимущественно на добровольные виды страхования;

·сформировать на страховом рынке здоровую конкурентную среду, укрепить финансовую устойчивость страховых организаций;

·обеспечить к 2016 году среднегодовые темпы роста поступления страховых взносов по всем видам страхования в размере 129 – 131 процента, в том числе по видам добровольного страхования – 140 – 142 процентов;

·достичь в 2015 году роста суммы страховых взносов, приходящейся на душу населения, к уровню 2010 года в 3,5 раза;

·обеспечить в 2015 году отношение страховых взносов к ВВП 1,2 – 1,3 процента (при приросте номинального ВВП в 2011–2015 годах на 140 процентов);

·достичь в 2015 году отношения активов страховых организаций к ВВП 2 – 2,5 процента.

Итак, развитие страховой деятельности в Республике Беларусь должно быть направлено на повышение роли страхования в экономической жизни общества путем достижения уровня реализации функций страхования, соответствующего уровню социально-экономического развития страны.

Необходимые для этого качественные и количественные изменения состояния страхового рынка республики нами предложено осуществить путем:

·Повышения капитализации страховых организаций за счет внутренних и внешних источников.

·Обеспечения стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования.

·Формирования среды добросовестной конкуренции.

·Совершенствования законодательства о страховании.

·Перехода на риск-ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций на основе принципов, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора.

·Развития инфраструктуры страхового рынка и информационных технологий.

 

Заключение

 

В работе было рассмотрены различные виды страхования имущества, в том числе особенности проведения данных видов страхования на территории Республики Беларусь. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Страхование имущества – одна из важнейших отраслей страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных его видах. Объектами страхования по имущественному договору страхования могут быть не противоречащие законодательству имущественные интересы, связанные с утратой (гибелью) или повреждением имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя или иного названного в договоре выгодоприобретателя, либо с нанесением ущерба их имущественным правам, в том числе с возникновением убытков от предпринимательской деятельности в связи с невыполнением (выполнением ненадлежащим образом) своих обязательств контрагентами субъекта хозяйствования или с изменением условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам (имущественное страхование).

Анализ практики проведения имущественных видов на территории Республики Беларусь показал, что, несмотря на увеличение страховых взносов, имущественное страхование за анализируемый период развивалось недостаточно высокими темпами с точки зрения своего потенциала. Сдерживающими факторами развития страхового рынка и отдельных его сегментов стали:

·замедление темпов роста экономики;

·относительно высокий уровень инфляции;

·нестабильное финансовое состояние организаций, а также относительно невысокий уровень доходов населения;

·преимущественная компенсация государством ущерба, причиненного различными природными и техногенными катастрофами, вне зависимости от наличия договора страхования.

Кроме того, в настоящее время существует ряд внутренних факторов, затрудняющих динамичное развитие рынка страхования в целом и рынка страхования от несчастных случаев в частности.

·Настороженное отношение населения к страхованию.

·Отсутствие страховой культуры.

·Налогообложение.

·Государственное регулирование рынка страхования.

·Слабое развитие IT-технологий в страховании.

Поэтому развитие страховой деятельности в Республике Беларусь должно быть направлено на повышение роли страхования в экономической жизни общества путем достижения уровня реализации функций страхования, соответствующего уровню социально-экономического развития страны.

Необходимые для этого качественные и количественные изменения состояния страхового рынка республики нами предложено осуществить путем:

·Повышения капитализации страховых организаций за счет внутренних и внешних источников.

·Обеспечения стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования.

·Формирования среды добросовестной конкуренции.

·Совершенствования законодательства о страховании.

·Перехода на риск-ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций на основе принципов, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора.

·Развития инфраструктуры страхового рынка и информационных технологий.

Список источников

 

1.Воробьев, М.К. Страховое дело: учебно-методический комплекс / М.К. Воробьев, И.А. Осипов. – Минск: МИУ, 2009. – 284 с.

2.Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. №300–3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь по вопросам страхования»).

3.Зайцева, М.А. Страховое дело: учебное пособие для вузов / М.А. Зайцева [и др.]; под ред. М.А. Зайцевой. – Минск: БГЭУ, 2001. – 286 с.

4.Кудрявцев, Н.В. Правовое регулирование страхового дела: учебно-методический комплекс / Н.В. Кудрявцев, Т.Л. Харковец. – Минск: МИУ, 2009. – 268 с.

5.Мурина Н.Н. Страховое дело: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования Н.Н. Мурина, А.А. Роговская. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 245 с.

6.Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by.

7.Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Белорусской ассоциации страховщиков. Режим доступа: http://www.belasin.by.

8.Постановление Совета министров Республики Беларусь от 20.05.2011 г. №631 «О республиканской программе развития страховой деятельности Республики Беларусь на 2011–2015 годы».

9.Правила БРУСП «Белгосстрах» №21 Добровольного страхования имущества юридических лиц.

10.Правила БРУСП «Белгосстрах» №32 Добровольного страхования имущества граждан.

11.Указ Президента Республики Беларусь №530 от 25.08.2006 г. «О страховой деятельности» с изм. и доп.

12.Шахов, В.В. Страхование: Учебник для вузов / В.В. Шахов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 311 с.

 

Скачать работу


Источник: http://hotdiplom.by/uslugi-4/571-imushchestvennoe-strakhovanie-i-napravleniya-ego-razvitiya-v-respublike-belarus.html?showall=1&limitstart=


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Глава 6. Имущественный интерес как объект страховой защиты Кукла тильда как интерьерная

Имущественный интерес связанный с владением Имущественный интерес связанный с владением Имущественный интерес связанный с владением Имущественный интерес связанный с владением Имущественный интерес связанный с владением Имущественный интерес связанный с владением

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ